Имеет ли право сотрудник гибдд проверять багажник

Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ДПС

Имеет ли право сотрудник гибдд проверять багажник

Так сложилось, что подавляющее большинство водителей меньше всего хотят встречаться на дороге и общаться с сотрудниками ГИБДД, ведь принято считать, что если инспектор ДПС взмахнул жезлом – значит, обязательно оштрафует.

Однако выявленное нарушение – это лишь один из многочисленных поводов для остановки транспортного средства. Не нужно забывать, что гаишники, как и любые другие сотрудники полиции, выполняют ещё и оперативно-розыскные мероприятия.

Довольно часто возникает ситуация, когда инспектор ДПС останавливает автомобиль, после чего просит водителя открыть багажник и продемонстрировать его содержимое.

Споры о том, насколько правомерна такая просьба, вряд ли когда-нибудь закончатся. Кто-то из водителей, считая, что гаишник имеет право осмотреть содержимое его багажника, не вступая в споры, выполняет то, о чем просит инспектор.

Другие, напротив, начинают яростно доказывать, что данная просьба не правомерна, и отказываются ее выполнять.

Первые, как правило, в девяти случаях из десяти спокойно уезжают. Вторые теряют свое время и треплют нервы себе и инспектору, «качая права». Постараемся разобраться, имеет ли право инспектор ДПС просить водителя открыть багажник, и обязан ли водитель делать то, что говорит сотрудник полиции.

Как уже было сказано, гаишники, как и все прочие сотрудники полиции, выполняют оперативно-розыскные мероприятия, в рамках которых они имеют право останавливать все подходящие под ориентировки машины.

Ориентировок у сотрудников полиции множество, и под одну из которых может попасть практически любой проезжающий мимо автомобиль.

Например, у него может быть оперативная информация, что в автомобиле Нисан черного цвета перевозится оружие, или на красном автомобиле, в номере которого есть цифры 7 и 3, перевозят краденые вещи.

Разумеется, если автомобиль проходит по ориентировке, инспектор ДПС не назовет истинную причину остановки, поскольку это запрещено инструкцией, однако не стоит думать, что гаишник спит и видит, как бы посмотреть, что автовладельцы перевозят в своих машинах, поэтому предложение открыть багажник – не более чем исполнение им своих должностных обязанностей.

Открывать или не открывать багажник

Если гаишник в ходе диалога просит, чтобы водитель открыл багажник, это не является нарушением с его стороны. Водитель, со своей стороны, не обязан выполнять просьбу.

То есть он может либо добровольно выполнить то, чего хочет инспектор, либо отказаться. Ни с одной стороны нарушения ни в каком случае не будет.

Однако инспекторы ДПС в ответ на отказ имеют право потребовать от водителя продемонстрировать, что он перевозит.

Водитель в этом случае должен знать, что с этого момента начинается процедура досмотра транспортного средства, и теперь уже он обязан выполнить требования сотрудника полиции. В свою очередь, инспектор ДПС обязан составить протокол и провести процедуру в присутствии двоих понятых, найти которых он также должен сам.

При проведении досмотра гаишник не должен сам лезть в багажник или салон машины, поскольку это выходит за пределы понятия «досмотр» и характеризуется как обыск.

Представители власти имеют право потребовать от водителя передвинуть вещи, мешающие обзору или открыть сумку, лежащую в автомобиле, но он не может без достаточных оснований сам в неё залезть, иначе его действия могут быть квалифицированы как самоуправство.

Когда действия инспектора неправомерны

К сожалению, до сих пор имею место случаи недобросовестного исполнения инспекторами ДПС своих обязанностей и злоупотребления служебным положением. Они могут намеренно подменить понятия «досмотр» и «осмотр», чтобы обойтись без протокола.

Первое, как было сказано выше, подразумевает запротоколированный досмотр содержимого автомобиля без нарушения его конструктивной целостности, т.е. сотрудники полиции имеют право досконально осмотреть все, что находится внутри транспортного средства, но отдирать обивку или вынимать сидения при этом не допускается.

Под осмотром понимается внешний осмотр машины и салона через стекла, водитель при этом не обязан опускать стекла, открывать двери, багажник или капот.

Если инспектор отказывается оформлять протокол досмотра или, оттолкнув водителя, сам начинает обыскивать машину, водитель имеет право позвонить в дежурную часть или на телефон доверия, номер которого написан на борту патрульного автомобиля, заявить о неправомерных действиях инспектора и потребовать, чтобы на место проведения досмотра прибыл кто-либо из руководства. Ни в коем случае нельзя оскорблять гаишника или затевать с ним потасовку, поскольку за это предусмотрена уголовная ответственность по статьям 318 и 319 УК РФ.

Как быть водителю

Боязнь досмотров среди водителей укоренилась в 90-е годы прошлого столетия, когда «оборотни в погонах» встречались действительно часто. Такие «блюстители порядка» запросто могли подбросить в багажник или салон небольшой пакет с белым порошком, после чего «разводили» водителя на некоторые суммы денег, чтобы тот «избежал» уголовной ответственности.

В настоящее время такие случаи чрезвычайно редки, поскольку сами инспекторы ДПС находятся под постоянным контролем, так что бояться стать без вины виноватым не стоит. Максимум, что может случиться по итогам досмотра (если в багажнике обнаружатся предметы подходящие под ориентировку), водитель будет доставлен в ближайший РОВД для дачи объяснений.

Не очень приятно, но не смертельно.

Подводя итог всему вышесказанному, водителям можно посоветовать следующее.

  1. Если в автомобиле действительно нет ничего противозаконного, для того, чтобы сберечь время и нервы, лучше просто выполнить просьбу инспектора открыть багажник и показать его содержимое.
  2. Если инспектор выходит за пределы своих полномочий, его следует предупредить, что будет совершен звонок на телефон доверия. Если это не действует, нужно звонить и вызывать его командиров.

Особо принципиальным водителям, не жалеющим своего времени и нервов, совет один – требовать от инспектора ДПС строго соблюдать требования законов и оформлять процедуру досмотра по всем правилам.

Источник: https://ZnanieAvto.ru/nuzhno-znat/obyazan-li-voditel-otkryvat-bagazhnik.html

Законный и незаконный багажник и ГИБДД: общение с инспекторами и вероятное наказание

Имеет ли право сотрудник гибдд проверять багажник

Немалая часть проблем, возникающая у автомобилистов при общении с сотрудниками ДПС, касается багажника машины. И речь не только о том, нужно ли его распахивать по просьбе блюстителя порядка на дороге, или не стоит. Иногда само наличие этой детали транспортного средства может оказаться противозаконным.

Нужно ли регистрировать багажник

Все авто должны использоваться в соответствии с «Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации». Это значит, что машина обязана отвечать определенным стандартам. Значимой частью упомянутого документа является «Перечень неисправностей…», при которых езда на ней запрещена.

Там есть и иные условия, не допускающие эксплуатации автомобиля. Одно из них – самовольное внесение изменений в его конструкцию. И если багажник не являлся частью автомобиля изначально, необходима процедура его узаконивания. В случае, когда деталь установлена на предприятии-изготовителе, этого делать не нужно.

Не стоит думать, что самовольно прилепленный к авто багажник неопасен на дороге. Будучи закрепленным неверно, не в том месте, или при невозможности его использования по техническим причинам он может стать причиной аварии.

Правила регистрации

Процедура регистрации внесенных в конструкцию ТС изменений многоступенчатая:

  1. Сначала необходимо предоставить автомобиль для технического осмотра в аккредитованный для этого центр. Специалисты решат, можно ли устанавливать на него багажник, не повредит ли это функциональности ТС.
  2. Если технические характеристики авто допускают изменение, следующим шагом должно стать обращение в соответствующий отдел ГИБДД с заявлением о его внесении в конструкцию. Кроме того, нужно предъявить собственный паспорт и техпаспорт транспортного средства, свидетельство о его регистрации и заключение предварительной экспертизы.
  3. Затем можно устанавливать багажник. Лучше это сделать в легально работающем сервисе, который сможет выдать заявление-декларацию на выполненную работу и сертификаты.
  4. Далее следует обращение за повторной технической экспертизой. Ее проводят там же, где делали предварительную. Организация выдаст диагностическую карту переоборудованного ТС.
  5. Со всеми документами нужно вновь обратиться в технический отдел ГИБДД. Оттуда получают свидетельство о соответствии автомобиля нормам безопасности.
  6. Затем его необходимо перерегистрировать в другом отделе ГИБДД. Это делается по месту жительства водителя.

Экспедиционный багажник

Имеет ли право сотрудник ГИБДД требовать документы на багажник, открыть его

При остановке ТС багажник иногда становится объектом повышенного внимания инспекторов. Если эта деталь автомобиля установлена самостоятельно, ее видно сразу.

Поэтому сотрудник службы может поинтересоваться, легализовано ли измененное ТС должным образом.

Информация об этом содержится в свидетельстве о регистрации, в графе «Особые отметки». Его и спросит инспектор наряду с другими документами. Делать это он имеет полное право. Ведь свидетельство о регистрации является одной из тех бумаг, которые водитель обязан всегда иметь при себе.

Что касается требования инспектора открыть багажник, оно законно не всегда. Эту часть авто изнутри сотрудник ГИБДД может увидеть только во время досмотра. А для его проведения нужны серьезные причины. Они указаны в «Административном регламенте МВД…», устанавливающем правила контроля дорожного движения:

  • основания полагать, что в машине есть незарегистрированное оружие, взрывчатка, ядовитые вещества, наркотики;
  • серьезные подозрения в том, что там спрятаны предметы, с помощью которых совершилось или может быть осуществлено административное нарушение;
  • ориентировка на водителя или пассажира авто, требующая задержания.

Если в результате досмотра ничего из перечисленного в машине не оказалось, есть шанс привлечь сотрудника ГИБДД к ответственности за самоуправство по статье 19.1 КоАП:

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа … на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Если поводов, указанных в «Административном регламенте…», нет, требовать показать багажник инспектор не имеет права. Он может попросить это сделать, но автомобилист не обязан соглашаться.

А когда он добровольно разрешил сотруднику ГИБДД заглянуть в багажник, то уже бесполезно требовать, чтобы процедура проводилась по всей форме (с понятыми, ведением протокола и т.д.). Поэтому водителя может ждать неприятный сюрприз в виде подброшенных вещей, «тянущих» на административное или уголовное наказание.

Осмотр автомобиля – тоже не повод открывать багажник. В ходе этой процедуры исследование ТС должно быть чисто визуальным. То есть сотрудник ДПС изучает только то, что уже открыто его глазам. Он может полюбоваться крышкой багажника, но не его внутренним пространством.

Штраф за нарушение

Наказаний за проступки, касающиеся багажника, может быть несколько. Это зависит от закона, который водитель проигнорировал:

  • Незарегистрированный самодельный багажник вынудит сотрудника ГИБДД применить раздел 1 статьи 12.5. Он предусматривает наказание за проступок в виде предупреждения или штрафа 500 р.

Ведь в данном случае автомобиль эксплуатируется с нарушением пункта 7.18 «Перечня неисправностей и условий…», не допускающих использования ТС: «В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.».

Багажник на крыше авто

  • Отказ предоставить сотруднику службы возможность открыть и досмотреть багажник. Если у него есть основания для проведения процедуры, она выполняется законным образом, а водитель препятствует этому, в отношении последнего будет применена часть 1 статьи 19.3 КоАП. То есть его ждет постановление о штрафе в 500 — 1000 р. или арест на 15 суток.

Если в багажнике найдено что-то запрещенное, санкция может налагаться не только по Административному, но и по Уголовному кодексу.

Багажник существует для удобства автомобилиста, помогает избавить салон машины от кучи вещей. Но эта деталь ТС способна доставить и проблемы, если не оформить самодельное приспособление должным образом или разрешить копаться в нем любому желающему сотруднику ДПС без всяких на то оснований. Чтобы наличие багажника было преимуществом, нужно использовать его не нарушая закон.

Ещё на InDrive.Net:

Всегда ли нужно оплачивать парковку

О том, как проходит регистрация внесенных в конструкцию ТС изменений, смотрите в этом видео:

Обсудить на Форуме

Источник: https://indrive.net/96125-zakonnyj-i-nezakonnyj-bagazhnik-i-gibdd-obshhenie-s-inspektorami-i-verojatnoe-nakazanie.html

Проверка на дороге ГИБДД: по какому праву?

Имеет ли право сотрудник гибдд проверять багажник

Остановив машину, инспектор ДПС вдруг заинтересовался содержимым багажника… Рассказываем о порядке действий, правах и обязанностях полицейского и водителя.

Единственный документ, которым должен руководствоваться водитель, — Правила дорожного движения. Остальные он знать не обязан. Но чтобы быть во всеоружии, некоторые положения Закона о полиции лучше усвоить заранее. Ведь довольно часто инспекторы ДПС пользуются безграмотностью автовладельцев и творят, что хотят.

Когда сотрудник гибдд имеет право остановить автомобиль: всем стоять!

Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см.

пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185).

На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.

Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему.

Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий.

Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел.

Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.

Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.

Права и обязанности инспектора гибдд и водителя: всё по правилам

Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД).

В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить.

Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.

Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола.

Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления.

О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.

Досмотр ТС могут проводить только в присутствии владельца автомобиля и двух понятых, обязательно составление протокола

Примерно так же проводят досмотр транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ). И здесь обязательно присутствие понятых, составление протокола в письменном виде. Досматривают авто только на глазах владельца-водителя!

Если инспектор решил сам поковыряться в багажнике, это уже не досмотр, а обыск. А он возможен только с санкции суда или прокурора. Советую спокойно напомнить инспектору о порядке досмотра. Если ваше замечание не подействовало, звоните опять же по телефону доверия.

Часто инспекторов беспокоит наличие знака аварийной остановки, аптечки, огнетушителя. Здесь хочу напомнить: пункт 2.1.

1 ПДД содержит исчерпывающий перечень документов, которые водитель обязан предъявить инспектору, — нет в нем никаких аптечек, аварийных знаков и огнетушителей. Всё это контролируют при техническом осмотре.

Да и сам водитель, прежде чем сесть за руль, обязан проверить техническое состояние машины. Мы ведь все так поступаем, правда?

А поэтому потребовать открыть багажник «просто так, посмотреть» инспектор не вправе. Есть основания подозревать водителя в перевозке чего-то запрещенного? Пусть вызывает двух понятых и составляет протокол досмотра. Иначе — никак. К слову сказать, понятыми не могут быть напарники инспектора.

Есть еще один ход, с помощью которого полицейский может попытаться заглянуть под капот или в багажник — сверка номеров двигателя и кузова.

Проводить так называемую проверку технического состояния транспортного средства в соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД № 185) имеет право лишь инспектор технического контроля — на стационарных постах, с использованием специального оборудования.

Впрочем, сверить идентификационные номера инспектор ДПС может, но только визуально. То есть заглянул под капот, посмотрел номер, сравнил его с тем, что указан в документах (или есть у полицейского в компьютере, в базе данных) — и всё. Заставить водителя чистить номер у него права нет!

Психолог в погонах

Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию.

Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ.

По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!

И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.

Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/632779-krepostnoe-pravo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.