Знак маршрутного транспорта

Содержание

Определение «Маршрутное транспортное средство», выделенные полосы и дорожные знаки

Знак маршрутного транспорта

Основная задача маршрутизации города состоит в распределении пассажиропотоков так, чтобы перевезти максимальное количество пассажиров за наименьшее время.

Для этого городские власти утверждают маршруты городского подвижного состава. По ним движутся автобусы, троллейбусы и трамваи. Также к ним относятся и маршрутки.

О том так ли это, как интерпретируется понятие «маршрутный транспорт» и как он движется, читайте далее в материале.

«Маршрутное транспортное средство» — определение в ПДДВыделенные полосы для общественного транспортаНачало движения от обозначенного места остановкиДорожные знаки, не распространяющиеся на маршрутное средствоЗнаки и разметка, показывающие направление движения по полосамvar index=document.

getElementsByClassName ('index-post');if (index.length>0) {var contents=index [0].getElementsByClassName ('contents');if (contents.length>0) {contents=contents [0]; if (localStorage.getItem ('hide-contents') === '1') {contents.

className+=' hide-text'}}}

«Маршрутное транспортное средство» — определение в ПДДИтак, маршрутным считается транспорт, который движется по утверждённому маршруту.

Знаете ли вы? Первая в мире выделенная полоса для автобусов появилась в Гамбурге в 1963 году. Повсеместно их стали вводить только к началу 70-х годов.

И не просто так:

он останавливается на специально оборудованных остановках;перевозит людей;для него предусмотрен график, в горородах он расположен на остановках.

В перечень таких ТС включены автобус, троллейбус и трамвай. С точки зрения основного определения, маршрутки в этот список не входят, хотя это и не указано прямо. (Раздел 1 ПДД, пункт 1.2. «Понятия и термины»). Объяснить это можно тем, что в городах нет специально оборудованных остановок для маршруток.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Выделение отдельных полос для городского общественного транспорта возникло не одновременно с ПДД. Так, с постепенным увеличением количества транспортных средств городские власти столкнулись с проблемой медленного движения автобусов и троллейбусов. Они менее маневрены и если движутся с общим транспортным потоком, то отстают от графика.

Знаете ли вы? Первая линия дорожной разметки появилась в 1917 году.

Решением стало выделение отдельных полос и даже улиц с приоритетным правом езды по ним для маршрутного транспорта. Двигаться по такой полосе разрешено тем, для кого она создана. Разрешено это и маршрутным такси, без учёта того, что они не включены в определение «маршрутного». (Согласно п. 18.2)

Трамваи тоже движутся отдельно, но за ними в Правилах закреплён особый статус, так как их полосу движения определяют рельсы. Выезжать на трамвайные пути другим ТС можно только для совершения объезда при движении в одном направлении и полностью запрещено, если речь идёт о встречной полосе.

Начало движения от обозначенного места остановки

Из определения маршрутного транспорта следует, что место остановки каким-то образом обозначено. И это действительно так. На каждой остановке размещают знак 5.16.

Это прямоугольная табличка, в верхней части которой изображён автобус, а в нижней части могут размещать его номер и график движения. П. 18.

3 гласит, что в тот момент, когда автобус или троллейбус выезжает с оборудованного места остановки на маршрут, то ему обязаны уступить дорогу. Но и водитель общественного ТС также обязан убедиться, что это сделано.

Важно! Если происходит ДТП при отъезде от места остановки, то вина будет распределена на обоих водителей. Они оба нарушили п. 18.3 т.к. один проигнорировал требование уступить, а второй не удосужился убедиться в том, что путь свободен.

Дорожные знаки, не распространяющиеся на маршрутное средство

Всего в правилах предусмотрено 13 знаков, которые могут игнорироваться маршрутными ТС. Но нужно учитывать, что если автобус движется не по маршруту, то теряет свой статус вместе с преимуществами. И должен соблюдать все правила, предусмотренные для обычного автотранспорта.

В группе есть семь запрещающих знаков:

3.1 — запрещение въезда;3.2 — запрещение движения абсолютно всех ТС;3.3 — запрет проезда механических ТС;3.18.1, 3.18.2, 3.19 — запрещение поворотов направо, налево и разворота;3.27 — запрет остановки.

Следующие шесть — это предписывающие знаки:

4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 — движение прямо, направо и налево;4.1.4, 4.1.5, 4.1.6 — проезд по 2 направлениям: прямо или направо, прямо или налево и налево или направо.

Все эти знаки городской маршрутный транспорт может игнорировать, но только исключительно в то время, когда движется по маршруту и по своему графику. Причина для такого разрешения одна — если ТС выезжает из депо или со станции и пытается проехать до своей выделенной полосы.

Если же на руках у водителя нет маршрутного листа и он управляет ТС не находясь на маршруте, то будет оштрафован за нарушение правил.

Рекомендуем для прочтения:

Что включает и как работает страхование ответственности перевозчика

Правила ПДД: остановка и стоянка на остановке маршрутных транспортых средств

Какие нарушения ПДД фиксируют камеры?

ПДД за 2019 год о том, как перевозить детей

Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам

Некоторые из предписывающих знаков, которые регламентируют движение по конкретным полосам многополосной дороги также не являются обязательными для маршрутного транспорта. В эту группу входят:

5.15.1 — предписывает направление движения по 3-м полосам;5.15.2 — группа знаков, которые конкретизируют направление транспортного потока по каждой из полос.

Пункты правил, которые разрешают маршрутным средствам игнорировать указания дорожных знаков, распространится только на них. Разметку игнорировать нельзя!

Но это не обозначает, что ехать можно, как угодно. Водитель обязан соблюдать предписания п. 8.5 ПДД. Вперёд, в том же направлении, что и транспортный поток, можно ехать по любой из полос. Левый поворот возможен только из крайней левой полосы. Соответственно правый — только из крайней правой полосы.

Действие знаков может дублироваться в дорожной разметке. В таком случае стрелки вдоль участка трассы будут дублировать направление, изображённое на знаке. Такая разметка никогда не наносится без размещения знаков.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что несмотря на то, что маршрутному транспорту можно игнорировать часть знаков, водители всё равно должны хорошо знать и руководствоваться Правилами дорожного движения. Также обязательно периодически просматривайте их на предмет изменений. Это поможет избежать и штрафов, и аварий.

Источник: https://auto.rambler.ru/roadaccidents/42691212-opredelenie-marshrutnoe-transportnoe-sredstvo-vydelennye-polosy-i-dorozhnye-znaki/

Знаки особых предписаний 5.11.1 — 5.14.3

Знак маршрутного транспорта

Дорожные знаки «Дорога с полосой для маршрутных ТС», «Дорога с полосой для велосипедистов», «Полоса для маршрутных ТС», «Полоса для велосипедистов», а также знаки, обозначающие их «окончание», т.е. конец действия перечисленных знаков.

Рассмотрим, для чего применяют перечисленные знаки, каким ТС разрешается движение по полосам, обозначенным этими знаками (по полосам для маршрутных ТС и велосипедов), а также штрафы за нарушение условий движения по выделенной полосе.

Полоса для маршрутных ТС получила название «выделенная полоса» или «автобусная полоса». Пункт 18.2 ПДД определяет список ТС, которым разрешается выезжать на полосу для маршрутных ТС (на выделенную полосу). Это:

  • Маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки);
  • Школьные автобусы;
  • Транспортных средств, используемые в качестве легкового такси;
  • Автобусы тяжелее 5 тонн, которые включены в списки, утвержденные исполнительными властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • Велосипедисты.

Кроме маршрутных ТС остальным допущенным участникам из вышеприведенного списка въезд на выделенную полосу и движение по ней разрешается только в случаях, когда Правилами такой въезд не запрещен.

Например, сплошную линию разметки, отделяющую выделенную полосу от остальной проезжей части, пересекать запрещается. Если над выделенной полосой расположен знак 3.1 «Въезд запрещен», то въезд и движение по выделенной полосе запрещены для всех ТС, кроме маршрутных, поскольку на них действие знака 3.1 не распространяется.

Всем остальным участникам движения, которые не вошли в приведенный список, въезд на выделенную полосу разрешается только в соответствии с требованием пункта 18.2 ПДД:

«Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам».

По полосе для велосипедистов пункт 24.7 ПДД кроме велосипедов разрешает движение мопедов.

Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств»

Знак «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения дороги, по которой движение маршрутных ТС, а также других ТС, допущенных к движению вместе с маршрутным транспортом, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных тс» устанавливают в начале участка дороги над проезжей частью или с обеих сторон дороги. Повторный знак 5.11.1 устанавливают после перекрестков со сложной планировкой.

Нужно обратить внимание на то, выделенная полоса на дороге, обозначенной знаком 5.11.1, встречная! Соответственно, за выезд на нее могут быть применены санкции как за движение по встречной полосе (штрафы за это нарушение в конце статьи).

Знак 5.12.1 «Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств»

Знак 5.12.1 «Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств» устанавливают в конце дороги, обозначенной знаком 5.11.1. Он указывает на то, что на данной дороге встречная полоса для движения маршрутных ТС закончилась. Следует обратить внимание на дальнейшую организацию дорожного движения.

Вполне возможно, что встречная полоса никуда не делась, она осталась, но перестала быть только для маршрутных ТС.

Знак 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов»

Знак 5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов» применяют для обозначения дороги, на которой движение велосипедов и мопедов осуществляется по велосипедной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.12.2 «Конец дороги с полосой для велосипедистов»

Знак 5.12.2 «Конец дороги с полосой для велосипедистов» применяют для обозначения окончания встречной полосы с велосипедами на данной дороге, которая обозначена знаком 5.11.2. Знак устанавливают в конце дороги.

Знаки 5.13.1, 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств»

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств» применяют для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5.11.1, и устанавливают перед всеми боковыми въездами.

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 сообщают, что на пересекаемой дороге имеется выделенная полоса для маршрутных ТС. Соответственно, после знака 5.13.1 всем ТС, которым не разрешено движение по выделенной полосе, запрещается поворот налево, а после знака 5.13.2 им запрешается поворот направо.

Если в месте выезда на дорогу имеется несколько знаков на одной опоре, знаки 5.13.1, 5.13.2 располагают над другими знаками, т.е. выше всех.

Допускается не устанавливать знаки на выездах с прилегающих территорий, если на эти территории возможно въехать только с дороги с полосой для маршрутных ТС.

Знаки 5.13.3, 5.13.4 «Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов»

Знаки 5.13.3 и 5.13.4 «Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов» применяют для обозначения выездов на дорогу, обозначенную знаком 5.11.2, их устанавливают перед всеми боковыми выездами.

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных ТС» применяют для обозначения полосы, по которой осуществляется движение маршрутных транспортных средств попутно общему потоку ТС. Такая полоса получила название «выделенная полоса».

Знак «Полоса для маршрутных ТС» устанавливают в начале полосы над этой полосой (сверху), а в случае, если она крайняя правая, допускается устанавливать знак справа от полосы (сбоку от проезжей части).

Знак 5.14 повторяют за каждым перекрестком на протяжении всего участка дороги, где движение маршрутных ТС организовано по этой полосе.

За въезд на выделенную полосу транспорту, не имеющему на это разрешения, предусмотрен штраф (в конце статьи).

Знак 5.14.1 «Конец полосы для маршрутных транспортных средств»

Знак 5.14.1 «Конец полосы для маршрутных ТС» применяют для обозначения окончания полосы для маршрутных транспортных средств на данной дороге.

Знак 5.14.1 устанавливают в конце полосы, предназначенной для движения маршрутных ТС. Дальше дорога продолжается без выделенной полосы.

За знаком 5.14.1 ПДД разрешают занимать для движения всю ширину проезжей части.

Знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов»

Знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов» применяют для обозначения полосы, по которой разрешается движение велосипедов и мопедов. Движение велосипедов и мопедов осуществляется в попутном общему потоку ТС направлении.

Знак «Полоса для велосипедистов» устанавливают в начале полосы над этой полосой (сверху), или справа от полосы (сбоку от проезжей части).

За наезд на полосу, обозначенную знаком 5.14.2 «Полоса для велосипедистов», равно как и за движение по этой полосе транспортных средств кроме велосипедов и мопедов, статьей 12.15 часть 2 предусмотрен штраф в размере 2000 рублей на дату публикации.

Знак 5.14.3 «Конец полосы для велосипедистов»

Знак 5.14.3 «Конец полосы для велосипедистов» применяют для обозначения окончания полосы, по которой разрешается движение велосипедов и мопедов.

Штрафы за выезд на полосу для маршрутных ТС

Выезд на выделенную полосу (для маршрутных ТС) в запрещенном для этого случае может произойти как в попутном, так и во встречном направлениях. Санкции за эти нарушения будут разными.

За выезд на выделенную полосу в попутном направлении — штраф 1500 руб. (в Москве или Санкт-Петербурге — штраф 3000 руб.).

За выезд на выделенную полосу во встречном направлении при объезде препятствия — штраф 1000—1500 руб.

За выезд на выделенную полосу во встречном направлении при любых других причинах, кроме объезда препятствия — штраф 5000 руб. или лишение прав до полугода. При повторном нарушении — лишение прав на 1 год или штрф 5000 руб.

Источник: https://avtonauka.ru/chitaem-dorogu/znaki-osobyx-predpisanij-5-11-1-5-14-3.html

Движение маршрутных транспортных средств: полосы и запреты

Знак маршрутного транспорта

Маршрутные транспортные средства — разновидность общественного транспорта, передвигающегося по определенному маршруту и останавливающегося на заранее определенных остановках. К подобным видам ТС относятся рейсовые автобусы, троллейбусы и трамваи, передвигающиеся согласно маршруту.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?

Особенности движения маршрутных транспортных средств определяются пунктом 18 ПДД РФ.

Знаки приоритета

Маршрутные ТС (МТС) и другие участники движения имеют равные права на дорогах общего пользования. Однако из этого правила есть несколько исключений, когда МТС обладают приоритетом:

  • если для него выделена отдельная полоса;
  • рейсовый транспорт осуществляет отъезд от остановки;
  • трамвай при равнозначности прав на проезд всегда имеет приоритет, за исключением ситуации выезда из депо.

Выделенные полосы для МТС обозначаются следующими знаками:

  • 5.11;
  • 5.14;
  • 5.13.1 и 5.13.2.

Высадка и посадка пассажиров осуществляется в зоне действия знака 5.16 (для троллейбуса или автобуса) и 5.17 (для трамвая). Согласно пункту 18.

3 ПДД РФ, при выезде рейсовых автобусов и троллейбусов с остановки попутные автомобили обязаны предоставить им приоритет. В свою очередь водители общественного транспорта при выезде обязаны убедиться в том, что им уступают проезд.

У данного правила есть одно исключение: маршрутное ТС должно в обязательном порядке начинать движение от остановки.

Если общественный транспорт просто проехал через нее, то приоритет при возвращении в ряд ему не предоставляется.

Движение маршрутных ТС запрещено

Рейсовый транспорт при движении практически не ограничен запрещающими, ограничительными и предписывающими знаками. На МТС не распространяется действие знаков 3.1 «Въезд запрещен», 3.2 «Движение запрещено», 3.18.1 «Поворот направо запрещен» и 3.18.2 «Поворот налево запрещен», 3.19 «Разворот запрещен», 3.27 «Остановка запрещена» и многих других.

Подобное положение МТС определено необходимостью быстрой доставки пассажиров в условиях городских заторов.

Для действия такого положения необходимо соблюдение двух условий:

  • движение производится в населенном пункте;
  • ТС движется по установленному маршруту.

Если автобус или троллейбус отклоняется от маршрута, то в своих правах и обязанностях он приравнивается к остальным участникам движения. В такой ситуации на МТС распространяется действие любых запрещающих, ограничивающих или предписывающих знаков.

В отдельных случаях запрещается и движение маршрутных ТС во время следования маршруту. Например, знак 3.17.2 «Опасность» запрещает движение любому транспорту, в том числе и маршрутному, в связи с аварией или иной угрожающей опасностью.

Полоса для маршрутных ТС

Полоса для маршрутных ТС — выделенный ряд, предназначенный для проезда общественного транспорта и закрытый для движения любых легковых и грузовых автомобилей.

Передвигаться по выделенной полосе вправе не только рейсовый транспорт, но и:

  • школьные автобусы;
  • такси;
  • велосипедисты, если выделенный ряд расположен у правой кромки дороги;
  • спецтранспорт, определенный органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Начало зоны действия полосы для маршрутных ТС помечается знаком 5.14, конец зоны действия наступает на перекрестке либо обозначен знаком 5.14.1. В случае продолжения полосы для МТС после перекрестка над ней снова должен быть установлен знак 5.14.

Также выделенный ряд может быть отмечен дорожной разметкой с прорисованной буквой «А».

Движение по полосе

Движение по полосе дозволяется только маршрутным ТС, однако при определенных обстоятельствах выезд обычному транспорту на нее разрешается для совершения маневров. Для этого разделительная полоса между обычным и выделенным рядом должна быть оформлена прерывистой линией.

Особенности

Встречаются две основных разновидности выделенных полос для движения МТС:

  • попутная — движение осуществляется в ту же сторону, что и у основного потока;
  • встречная — направление движения маршрутного транспорта противоположно потоку, движущемуся в соседних рядах.

В последнем случае выезд на полосу для МТС приравнивается к движению по встречному ряду и грозит нарушителю лишением прав.

Поворот

При повороте направо действуют два правила, связанных с возможностью или запретом въезда обычного транспорта на выделенный ряд.

  1. Если в зоне перекрестка полоса для МТС отделена от соседнего ряда прерывистой линией, то для поворота направо дозволяется перестроиться на выделенку, а затем осуществить поворот.
  2. Если в зоне перекрестка выделенный ряд отделен от соседнего сплошной линией разметки, то заезд на него для поворота запрещен. При совершении маневра транспорт должен выехать на перекресток и повернуть направо без перестроения.

Съезд и выезд

Съезд на второстепенную дорогу либо прилегающую территорию через выделенную полосу разрешается, но только в том случае, если она отделена от соседней прерывистой линией дорожной разметки. Аналогичные правила действуют и при совершении выезда со второстепенной дороги или прилегающей территории.

Во время маневра водитель не должен создавать помех транспорту, движущемуся по выделенному ряду.

Обгон

Опережение или обгон автомобилей с заездом на полосу для МТС запрещается. Опережение разрешено только для МТС, движущихся по выделенной полосе. При совершении маневра опережения нарушитель рискует быть оштрафованным на 1,5 тыс. руб. (ст. 12.17 КоАП).

Обгон с заездом на встречную выделенную полосу нарушителю грозит штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав.

Посадка и высадка пассажиров

Посадка или высадка пассажиров с заездом на выделенный ряд допускается у правой кромки дороги. При совершении маневра должны быть соблюдены несколько условий:

  • в процессе перестроения не происходит пересечения сплошной линии;
  • автомобиль не создает помех транспорту, движущемуся по выделенному ряду;
  • автомашина не расположена в зоне действия разметки остановки, а при ее отсутствии не должна находиться ближе чем за 15 метров от соответствующего дорожного указателя.

Примеры из практики

Наиболее распространенный случай ДТП с участием маршрутного транспорта — столкновение с попутными автомобилями во время отъезда автобуса (троллейбуса) с остановки. Пункт 18.

3 предписывает водителю МТС перестраиваться в дорожный ряд лишь в том случае, когда он убедится в предоставлении права преимущественного проезда.

Однако в таком случае почти всегда виновным признается водитель автомобиля, так как он не предоставил преимущественное право проезда маршрутному ТС. Штраф за подобное деяние — 500 руб.

Нередко пренебрегают правилами и сами водители маршрутного транспорта. Например, водители автобуса, не находящиеся в рейсе, могут использовать выделенную полосу для объезда заторов.

Общественный транспорт, не находящийся на маршруте, не обладает преимущественными правами при движении по выделенке. В подобной ситуации нарушитель должен быть оштрафован в соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ на 1,5 тыс. руб.

(3 тыс. руб. — в Москве и Санкт-Петербурге).

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Источник: https://avtoproblema24.ru/pdd/dvizheniya-marshrutnyh-transportnyh-sredstv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.